Комментируя журналистам в кулуарах штаб-квартиры ООН заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, его, с позволения сказать, украинский коллега Павел Климкин походя обозначил отказ Украины от Протокола, подписанного Контактной группой в Минске 5 сентября 2014 года, который лежит в основе Минского процесса урегулирования конфликта на Донбассе.
Значит ли это, что Украина официально заявляет о выходе из Минских соглашений? Или как иначе можно истолковать фразу Климкина "Ну какой дополнительный статус нужен оккупационным администрациям и оккупированным территориям?" (3-й пункт упомянутого протокола: "Провести децентрализацию власти, в т.ч. путём принятия Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (Закона об особом статусе)")? Ведь эта, заявленная "проводником внешней политики Украины", позиция стала достоянием гласности…
Отнюдь. Минск был и остается единственной официальной переговорной площадкой. И дело не в желании Украины официально отказаться от своих подписей. Была бы смелость – давно отказались бы. Да "хозяева" не позволяют.
Дело в том, что, рассуждая о перспективах разрешения конфликта, высшее лицо украинской дипломатии не владеет материальной базой переговорного процесса. Это выглядит примерно так, как слепой давал бы оценки работам художников, ощупывая рельефы рам.
И ладно бы ещё, если бы на этом особом статусе настаивали только представители Республик. Но ведь Франк-Вальтера Штайнмайера сложно упрекнуть в симпатиях "сепаратистам". А набившая оскомину в Минском переговорном процессе формула его имени, создающая компромисс в вопросе введения особого статуса в Республиках Донбасса, предложена им на саммите "нормандской четвёрки" ещё 2 октября 2016 года.
Вот потому и тормозится процесс мирного урегулирования, ведь такие вот "климкины" постоянно путаются в документах, терминах и суждениях в ходе Минских переговоров. Выглядят бледно и уныло. Вплоть до использования отнюдь не дипломатических выражений в адрес собеседников, что и привело к отстранению от очередного раунда переговоров нынешнего основного представителя Украины в политической подгруппе.
Однако, "зри в корень", как говорил Козьма Прутков. Если бы Украина хотела реально решить конфликт на Донбассе, официальная позиция была бы сформирована и доведена каждому "стрелочнику", и самый бездарный её представитель в Минске производил бы достойное впечатление.
Исполняющий обязанности министра иностранных дел ЛНР
Владислав Дейнего