Муниципальное образование
городской округ город Стаханов
Луганской Народной Республики

» » » Интервью с Эмилией Сушиной, пережившей блокаду Ленинграда

Интервью с Эмилией Сушиной, пережившей блокаду Ленинграда

Сколько горя и страданий, тревог и надежд стоит за этим коротким словом «блокада». Для Эмилии Петровны блокада – не история, а часть ее судьбы, опаленного войной детства.

Эмилия Сушина родилась 25 января 1934 года в городе Моршанске Тамбовской области. В 1937 году семья переехала в Ленинград, где отец работал в командном составе органов НКВД, а мать заботилась о трех дочерях. Именно там семью Эмилии Петровны застала война.
Не скрывая слез, Эмилия вспоминает тяжелое блокадное детство:
– Мы жили на Выборгской стороне по август 1943 года. Нашего дома, к сожалению, уже нет, он уничтожен бомбежками. Теперь на этом месте расположены совсем другие здания. Бомбили постоянно. Мы прятались в подвалах и бомбоубежищах. Помню, как-то разрушили снарядами склад, и мы набрали кислой капусты. Это считалась очень хорошая еда. А потом снаряды упали на поле, разворотили землю, и мы доставали оттуда синюю, мерзлую картошку с червями. Мама её обрабатывала, и можно было есть. Еще мама поила нас отваром хвои, чтобы сохранились зубы. Хлеба давали очень мало, крошечный паек. Весной было чуть легче, а зимой мы собирали на снегу зернышки липы, мама их обтачивала, и мы их грызли. Времена были очень голодные, мы с сестрами опухли от голода. Младшая сестра, Галя, умерла у меня на руках. Мы сами уже не могли ходить, но мама не хотела уезжать. Только после смерти сестры отец уговорил её уехать, чтобы спасти меня.
Отец Эмилии Петр похоронен в Кикерино под Ленинградом в братской могиле. Эмилии мало известно о его судьбе. Сначала Эмилию с матерью вывозили из Ленинграда по Ладоге. Но когда ехали на поезде, началась бомбежка. Эмилия и её родные потерялись.
– Помню, как бомбили поезд, – слова даются Эмилии с трудом из-за нахлынувших эмоций. – Чемоданы летели в разные стороны. Потом нас поместили в большой палатке. С одной стороны лежали убитые, с другой, в уголочке, ютились мы.
Эмилия Петровна все-таки добралась до города Моршанска Тамбовской области, где знакомая матери Анна Васильевна помогла определить девочку в детский дом имени Ленина. Мама Эмилии тоже оказалась в Моршанске, где жили их родственники, но нашла дочь гораздо позднее, долго скиталась по чужим углам, и лишь потом Устинью Ивановну подселили к чужим людям. А Эмилия осталась в детском доме, о котором вспоминает с теплом и благодарностью.
– Я очень благодарна и детдому, и моим учителям. Это были люди старой закалки, преданные своему делу. Помню Софию Владимировну, которая учила меня музыке. Еще нас обучали вышивать, вязать, штопать. У детдома была своя дача с огородом, где мы работали, обрабатывали участок, ухаживали за лошадьми. Детский дом имени Ленина был образцово-показательным. Там я пробыла до 1951 года. Я все время была на сцене. За это время приняла участие во многих музыкальных конкурсах среди воспитанников детдомов. Даже побывала с ансамблем в Москве, сохранились многочисленные грамоты, награды.
Эмилия Сушина всегда трепетно любила музыку. Поэтому в 1951 году поступила в педагогический институт, а затем – в Тамбовское музыкальное училище имени Рахманинова. Мечтала, конечно, поступить в Московскую консерваторию, но в Москве девушке негде было жить на время экзаменов, поэтому после второго тура пришлось вернуться в Тамбов. В музыкальном училище Эмилия изучала вокал и дирижирование. После окончания училища начала работать в театре имени Луначарского, но вскоре познакомилась с будущим мужем Валентином и поняла, что это – её судьба.
– Мы очень часто переезжали, – рассказывает Эмилия. – Муж служил в ракетных войсках, был начальником штаба. Мы меняли место жительства каждые 2-3 года: Узбекистан, Казахстан, Ясное. Я к тому времени была прекрасной телефонисткой, несла боевое дежурство, фиксировала сигналы аппаратов, которые потом передавали по всем полкам. Муж прослужил в ракетных войсках около 12 лет, родились сыновья. Приходилось тяжело: в казарме, с маленьким ребенком. Но помогали солдаты, приносили воду, поддерживали. Если была какая-то комиссия, всегда приглашали меня записывать, потому что хорошо и быстро печатала. Работа была тяжелая, но мне нравилась.
В 1981 году мужа Эмилии Петровны перевели работать в Стаханов. Он преподавал в ВПУ № 82 военное дело, а Эмилия работала в Городском Дворце культуры имени Горького редактором в отделе комплектования и обработки литературы, вела картотеку. В 1989 году вышла на пенсию, но до сих пор общается с коллегами, отзывается о них с большим теплом и любовью.
Старший сын Эмилии Петровны окончил Калининградское высшее военно-морское училище. Он – подводник, начальник разведгруппы и сейчас живет с семьей в Калининграде. Младший сын служит в Народной милиции ЛНР, защищает Луганскую Народную Республику.
Эмилия Сушина – пример истинного героизма и преданности Родине. Ни тяжелое детство, ни жизненные тяготы не смогли сломить в ней любовь к людям, своему Отечеству, любовь к труду и музыке. И особенно радостно, что Эмилия Петровна смогла побывать в городе, где прошло её военное детство, увидеть, каким он стал, и сохранить в сердце наряду с воспоминаниями военных лет память о современном Санкт-Петербурге, городе-герое, пережившем блокаду и выстоявшем в этом бою.


ОВПИ
(по материалам газеты "Стахановское знамя")