Социальный контракт — это мера поддержки для граждан с низким уровнем дохода или безработных. По правилам программы орган соцзащиты обязуется оказать финансовую помощь, а заявитель – грамотно распорядиться деньгами и выйти на стабильный источник дохода. Например, пройти обучение, трудоустроиться или начать свое дело.
Социальный контракт можно заключить в любом регионе страны. Как правило, решение о финансовой поддержке принимают местные органы соцзащиты: Центры занятости населения, Центры социальной поддержки и Центры социального обслуживания. Подробнее о порядке и условиях предоставления социальной помощи в РФ в Постановлении Правительства РФ от 16.11.2023 №1931.5 важных правил соцконтракта на открытие бизнеса:
- Бизнес, открытый по соцконтракту, должен просуществовать минимум 2 года. Один год действует договор с государством на получение субсидии, и один год после истечения срока соцконтракта орган соцзащиты контролирует процесс ведения бизнеса.
- Бизнес должен являться основным источником дохода.
- Необходимо сохранять все документы, подтверждающие оплату аренды, оборудования и расходных материалов. Их надо будет приносить лично в соцзащиту в качестве подтверждения, что средства потрачены по назначению.
- В течение двух лет специалисты органов соцзащиты могут приезжать с проверками, чтобы убедиться, что бизнес действительно работает, а закупленное оборудование на месте, хранится надлежащим образом и используется по назначению.
- Ежемесячно в течение года нужно отчитываться о доходах.
Кто может получить соцконтракт?
- - только гражданин Российской Федерации с постоянной регистрацией в регионе, где планируется подать заявление на субсидию. Если регистрация временная, то нужно получить справку в своем регионе о том, что там вы не заключали соцконтракт;
- - доход должен быть ниже регионального прожиточного минимума. Узнать ваш местный прожиточный минимум можно на сайте Росстата. Получить статус нуждающегося можно как самостоятельно, так и в составе семьи. В этом случае учитывается среднедушевой доход заявителя, его супруга или супруги, детей до 18 лет и детей до 23 лет, если они учатся очно. Имущество в собственности также учитывается, например, если по доходу семья попадает в категорию малоимущих, но владеет несколькими автомобилями и дорогой недвижимостью, нуждающимися могут и не признать.
Какие документы нужны для соцконтракта?
В каждом регионе пакет документов может различаться, однако есть общие требования:
- Заявление на заключение соцконтракта;
- Комплект документов: паспорт, свидетельство о браке и свидетельство о рождении детей (при наличии), справка о доходах и суммах налога физического лица, ИНН работающих членов семьи, свидетельство о праве собственности;
- Бизнес-план.
С 2024 года все претенденты на соцконтракт в обязательном порядке должны пройти проверку предпринимательских компетенций в формате теста на сайте МСП.РФ. Тестирование проводится в органе соцзащиты в присутствии сотрудника. Результаты проверки также нужно приложить к комплекту документов.Актуальный перечень документов, а также информацию о тестировании можно получить в региональных органах соцзащиты.
Куда обращаться за получением соцконтракта?
Подать заявление можно в региональных органах соцзащиты по месту жительства, а также в МФЦ или на портале Госуслуг. При обращении онлайн все равно потребуется лично предоставить оригиналы документов в органы соцзащиты или МФЦ.На этом этапе специалисты определят причины трудной жизненной ситуации, оценят уровень дохода гражданина или семьи, а также сориентируют по необходимым документам для соцконтракта.Также следует быть готовым к интервью: комиссия может задать уточняющие вопросы по любому пункту вашего бизнес-плана.
Я подал документы. Что дальше?
Заявление рассматривают 10 рабочих дней. Этот срок могут продлить до 30 рабочих дней, если комиссии понадобятся дополнительные документы, или она решит, что бизнес-план нуждается в доработке.Также комиссия может потребовать пройти бизнес-обучение в одной из организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Этот этап ждет всех заявителей, чьи результаты тестирования соцзащита сочтет неудовлетворительными. По правилам важно, чтобы обучение длилось не менее 16 академических часов, а по его итогам участнику выдали сертификат об успешном прохождении программы. Так, можно пройти обучение в региональном центре «Мой бизнес», например, «Азбуку предпринимателя» — программу Корпорации МСП, реализованную на базе центров.Подробнее об этом в п. 28 правил, утвержденных Постановлением Правительства от 16.11.2023 №1931.