Федеральная государственная информационная система «Такси» (ФГИС «Такси») разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 № 580-ФЗ и является информационно-аналитической системой, обеспечивающей сбор, обработку, систематизацию и хранение сведений трех реестров: агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. Разработчик и оператор системы — ФГБУ «СИЦ Минтранса России». ФГИС «Такси» нацелена на то, чтобы упорядочить деятельность в сфере легальных таксомоторных перевозок, повысить прозрачность отрасли и контроля за ней.
Функционал системы включает в себя проверку перевозчика и авто по основным базам (ГИБДД, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и др.) и позволит решить целый спектр принципиальных для безопасности и качества работы такси задач, в том числе сбор общей статистики и динамику развития отрасли.
На текущий момент ко ФГИС «Такси» подключены 100% российских регионов и Байконур — всего 90 регионов. Из них на 1 сентября 87 регионов будут вести реестры во ФГИС «Такси», 3 региона — будут вести собственные реестры (Москва, Московская область и Краснодарский край). В перспективе ещё ряд регионов (в том числе Крым, Архангельск область, Ленинградская область) рассматривают возможность перейти со ФГИС «Такси» на собственные реестры. Выбор системы остаётся на усмотрение каждого субъекта.
ФГИС «Такси» не содержит никаких принципиально новых или дополнительных к уже установленным обязательным требованиям к агрегаторам, перевозчикам и машинам. При этом консолидирует и систематизирует ключевые сведения, помогает убедиться в том, что перевозчик и авто соответствуют уже имеющимся требованиям, обеспечивает пассажирам возможность проверить легальность перевозчика и авто, помогает повысить уровень прозрачности отрасли и контроля за ней.
Обязанность по внесению сведений и ведению реестров лежит на регионах. Каждый регион самостоятельно вносит информацию о действующих на его территории агрегаторах, перевозчиках и машинах легкового такси. Регион может вносить данные и вести реестр непосредственно сразу во ФГИС «Такси» (без разработки собственной системы). Или может вести собственную систему с автоматической выгрузкой данных во ФГИС «Такси».
Полный процесс выгрузки во ФГИС «Такси» регионального реестра, содержащего нескольких тысяч записей, в среднем занимает около 30 минут. Всего система охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси (на основании действующих выданных разрешений, одно разрешение выдается на один автомобиль).
Все действующие разрешения остаются в силе до истечения срока действия. Информация о них будет передана уполномоченным органом во ФГИС «Такси» по умолчанию.
Если самозанятый, ООО или ИП после 1 сентября 2023 г. примет решение оказывать пассажирам услуги перевозок легковым такси, у него будет возможность подать заявку на получение соответствующего разрешения через портал Госуслуг. После получения разрешения сведения будут автоматически переданы во ФГИС «Такси». Также остаётся возможность получить разрешение через МФЦ или непосредственно в Уполномоченном региональном органе.
За ведение реестров в каждом регионе отвечает свой региональный уполномоченный орган.
ФГБУ «СИЦ Минтранса России» в период с 25 апреля по 5 мая 2023 г. провел пилотное тестирование функционала ФГИС Такси со следующими субъектами Российской Федерации: г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область. По итогам данной работы 30 июня текущего года открыт доступ для тестирования функций ФГИС «Такси» для уполномоченных органов всех субъектов Российской Федерации. В пилотном тестировании выразили желание и приняли участие 79 субъектов РФ. Это позволило отработать взаимодействие с основным функционалом Системы, в том числе по импорту сведений из действующих региональных реестров. Обратная связь, полученная в результате взаимодействия с уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, учитывается при реализации ФГИС Такси.
Вне зависимости от того, принимал ли регион участие в тестировании системы — представители уполномоченных органов 100% регионов прошли общие и индивидуальные обучения по работе во ФГИС «Такси». Всего сотрудники оператора ФГИС «Такси» — ФГБУ «СИЦ Минтранса России» — провели порядка 800 часов обучений, лекций, семинаров и консультаций для сотрудников регионов, ответственных за работу во ФГИС «Такси». Дополнительно каждому региону был предоставлен доступ на справочный ресурс, содержащий подробные инструкции и ответы на частые вопросы.
Согласно постановлению Правительства от 24 июля 2023 года об утверждении Положения о ФГИС «Такси», регионам которые ещё не создали реестры, предоставлен дополнительно комфортный промежуток времени для их формирования — до 1 декабря 2023 года.
Открытая часть ФГИС «Такси» размещена на портале оператора системы — ФГБУ «СИЦ Минтранса России» и станет доступна с 1 сентября 2023 г. Каждый желающий может зайти на сайт оператора и проверить, внесён ли агрегатор, перевозчик или машина в реестр (данные становятся доступны по мере заполнения реестров).
Для удобства пассажиров — в салонах такси будет размещен QR-код, который также будет содержать соответствующие данные. Таким образом пассажир сможет убедиться, что он получает услугу легального перевозчика и на легальном, исправном авто.
В настоящее время рассматривается вопрос дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственностью за нарушение порядка обработки информации о заказе легкового такси и за осуществление деятельности службой заказа легкового такси без подачи извещения о начале осуществления соответствующей деятельности.
Результатом внедрения ФГИС «Такси» станет:
• Повышение качества предоставляемых услуг (пассажир может проверить перевозчика, автомобиль и водителя такси с помощью QR кода).
• Легализация рынка такси. Более 20% такси в настоящее время, по разным оценкам, находятся в «сером» сегменте рынка.
• Минимизация затрат РОИВов на создание собственных региональных систем.
• Снижение количества ДТП с участием такси. С января число ДТП с участием такси в Москве сократилось на 13%. Произошло 850 аварий против 971 за тот же период в прошлом году. В Москве уже работает система КИС «АРТ», которая позволяет отсеивать водителей с недостаточным стажем и тех, кто нарушает ПДД и не проходит медицинские и технические осмотры.
Основное направление для разработки системы в 2023 году — реализовать программное обеспечение, которое исполняет требования федерального закона в части ведения региональных реестров; провести заполнение реестров агрегаторов, перевозчиков и машин легкового такси, а также собрать обратную связь пользователей системы и представителей отрасли.
В 2024–2025 годах планируется развитие системы в рамках контрольно-надзорной деятельности, адаптации госуслуг в регионах, по взаимодействию с внешними системами и доработка по результатам обратной связи.
В перспективе ФГИС «Такси» станет единым окном для регулирования деятельности в области перевозок легковым такси.
ФГИС «Такси», как и другие программные продукты, разрабатываемые по заданию Минтранса ФГБУ «СИЦ Минтранса России», не является копией или аналогом зарубежного ПО.
Эксперты и пользователи о ФГИС «Такси»:
Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси:
ФГИС Такси — это система, которая не имеет аналогов в мире, и развитие системы важно для получения данных государством. Причем получение данных об автомобилях такси и перевозчиках, в первую очередь, важно для аналитики рынка такси, а также для улучшения транспортного обслуживания регионов.
Необходимость создания подобной системы, которая будет получать данные, вызвана в первую очередь недостаточным развитием в регионах цифровых систем управления и мониторинга транспорта. По данным 2022 года, 30 регионов имеют свои региональные информационные системы, а 59 не имеют возможности работать с данными в цифровом варианте. 68 ведет реестры разрешений на осуществление деятельности по перевозке и пассажиров легковым такси в файлах (ворд и эксель). Недостаточное развитие цифровизации в регионах происходит по разным причинам, начиная от отсутствия финансирования, заканчивая дефицитом компетенций. Поэтому наличие единой федеральной системы, которая работает не только с данными, но и позволяет регионам осуществлять выдачу разрешений на деятельность перевозчика и служб заказа такси — является важным для решения задач государственного контроля и оказания государственных услуг, а также влияет на развитие цифровизации региона.
Особенно мы хотели бы отметить команду, которая запускает ФГИС Такси. В рамках работы с представителями субъектов мы увидели оперативные ответы и решения со стороны Минтранса России, а также СИЦ Минтранса России — который является оператором ФГИС Такси — проводит большую разъяснительную работу в регионах и обучение.
Таксомоторная отрасль в России является высокотехнологичной отраслью, сегодня вызвать автомобиль можно в один клик и полностью управлять поездкой через мобильное приложение. И контроль за высокотехнологичным рынком можно осуществлять только с помощью цифровых инструментов. Мы уверены, что ФГИС Такси — станет эффективным инструментом для получения информации о рынке такси и осуществления контроля за деятельностью.
Евгения Оганесян, Начальник Юридического отдела ООО ГК «Престиж/кипарк»:
«Мы рады запуску информационной системы ФГИС „Такси“. Для нашей компании в целом, ничего не поменяется. Все виды проверок, которые входят в новый ФЗ о такси для нас не в новинку, мы этого придерживаемся уже давно. Изначально, когда принимаем на работу сотрудников, то проверяем по всем системам, то есть для нас все нововведения не дают ничего нового. Единственное, чего мы опасались, это реестров, так как первое сентября уже на пороге. Но мы обратились в Минтранс России и нам объяснили, что все наши машины уже находятся в реестрах. При получении лицензии все машины будут автоматически добавляться в него».
Сабохиддин Салохаддинович Сангинов, Заведующий отделом таксомоторных перевозок в Управлении по взаимодействию с федеральными транспортными системами Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области:
«Информационно-аналитическая система ФГИС „Такси“ очень удобный инструмент для упорядочивания таксомоторной отрасли. Мы успешно провели тестирование системы на территории Московской области. При возникновении вопросов мы обращались к коллегам в СИЦ Минтранса России. Они очень оперативно обрабатывали все наши запросы. В свою очередь, мы всегда готовы помогать коллегам с формированием предложений и рекомендаций для совершенствования информационной системы ФГИС „Такси“.