В самых страшных бедах и болезнях, когда кажется, что уже нет надежды на спасение, крепкая рука Божия может воздвигнуть человека к новой жизни. Так случилось с гадаринским бесноватым. Порабощенный легионом злых духов, этот несчастный был подобен дикому зверю — обитал в гробовых пещерах, срывал с себя одежду, издавал жуткие вопли и бился о камни. Но вот, Христос Спаситель властным словом изгнал из него демонов — и из жестокого зверообразного существа он вновь сделался красивым добрым человеком:… и придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк. 8, 35).
Освобожденный от бесов, вернувшийся к жизни человек всем сердцем возблагодарил Господа и просил Его, чтобы быть с Ним (Лк. 8, 38).
Однако Иисус послал его прежде исполнить долг благодарности: рассказать людям о явленной над ними милости Божией. И исцеленный проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 39).
Однако Иисус послал его прежде исполнить долг благодарности: рассказать людям о явленной над ними милости Божией. И исцеленный проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 39).
Чудо изгнания легиона демонов, некогда явленное в земле Гадаринской над одним бесноватым, в новейшие времена явил Господь надо всем нашим отечеством. По грехам своим Русь десятилетиями жила в гробовых пещерах бездуховности, под властью безумия, изрыгавшего хулу на Творца. Поколение за поколением лишенный спасительной веры народ сходил во мрак преисподней. И вот, по мановению руки Божией обрушилась демонская твердыня, души человеческие освобождены от гнета тотального безбожия, восстала из оков Православная Церковь Русская.
Но как же откликнулся освобожденный народ на великую милость Господню? Воссел ли, подобно гадаринскому исцеленному, у ног Спасителя, чтобы внимать Божественному учению? Пошел ли по городам и селам с благой вестью о Царстве Христовом?
Увы! Нынешнее состояние общества показывает, как далеко еще до возрождения русского народа. Не благодарение, а ропот служит ответом на благодеяния Божии. Не праведникам Святой Руси стремятся подражать сыновья и дочери народа православного, но, подобно жестоковыйным древним израильтянам, начинают служить чужим богам (Нав. 24, 20). Вскоре после того, как Господь вывел израильтян из египетского рабства, эти неблагодарные люди уже поклонялись золотому тельцу — и потому обреклись на новые бедствия и скитания. Впоследствии нечестивый царь Иеровоам, преследуя цели «политической независимости», вновь сделал… золотых тельцов, и сказал народу… вот боги твои, Израиль (3 Цар. 12, 28), — следствием этого нечестия была гибель царства и рассеяние израильтян по всему миру. И вот, в новейшие времена перед русским народом, освободившимся от рабства тоталитаризма, воздвиглись «золотые тельцы» грубой рыночной наживы — и многие ли избежали поклонения этим кумирам? Закономерна последовавшая кара Божия: повсеместное обнищание народа, обесценивание денег и дороговизна хлеба насущного.
Некогда с Запада в Россию были привнесены и губительное безбожное «вольтерьянство», и разрушительные революционные теории. Ныне оттуда же начата новая экспансия темных сил. «Чужие боги» ворвались в пределы русские во многих лукавых обличьях. Толпами явились к нам исказители христианства: мормоны и адвентисты 7-го дня, пятидесятники и иеговисты, и прочие же с ними. Несть числа астрологам и экстрасенсам, магам и колдунам — откровенным прислужникам сатаны. И вся эта нечисть находит среди нашего народа слушателей и последователей.
Священное Писание гласит, что в каких бы обличьях не являлись «чужие боги», все они суть бесы. Какой еще «духовности» искать русскому народу, когда многими благочестивыми поколениями завещано ему Святое Православие? Величайшее счастье, несравненная милость Божия — иметь на своей земле Церковь Соборную и Апостольскую, сохранившую в чистоте и полноте учение Христово и предания святоотеческие. И это-то Божественное сокровище многие не хотят понимать, не принимают и не ценят. Нельзя без ужаса помыслить о каре Господней, которая ждет народ, если он вновь, как в 1917 году, изменит Церкви Христовой.
«Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющему деятельное познание христианства… Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
В наши дни люди развратились и ищут легких путей, но у Господа нет ничего легкого. Православие требует подвигов молитвы и покаяния, подвига деятельной любви. Совсем просто — вообще позабыть о грядущей смерти и Суде Божием в поисках «сладкой жизни». Однако все эти легкие и простые пути ведут к вечной погибели.
Когда Спаситель изгнал из гадаринского бесноватого легион демонов, те вошли в стадо свиней и потопили все стадо в водах озера. Такова природа злых духов: все, чего они касаются, они стремятся уничтожить, предать мучениям и смерти. Поклоняясь «чужим богам», за которыми кроются силы тьмы, человек сам отдается во власть беспощадных убийц, не ведающих ни снисхождения, ни жалости.
В нынешнее тревожное время особая ответственность возложена на нас, называющих себя православными христианами. Какая крепость молитвы, какое стояние в истине, какая сила любви потребны ныне, чтобы воспротивиться бесовским легионам века сего, силящимся окончательно поработить этот мир! Время требует не просто исполнения обрядов, но подвижнического делания, веры не теплохладной, но пламенной, способной зажигать сердца ближних и дальних. Ныне пробил час испытания: достойны ли мы святыни Православия, или развеемся под ветром времени, как прах и пепел?
Никакие искушения и опасности не могут поколебать тех, кто истинно верует и уповает на Бога Всемогущего. Ведь малому стаду верных Своих сказал Сам Спаситель: не бойтесь. Будем же подвизаться мужественно, памятуя слова духоносного наставника Церкви, святителя Иоанна Златоуста: «Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо».
ОВПИ (по материалам миссионерского отдела Свято-Николаевского собора г. Стаханова)