Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Сегодняшнее торжество можно назвать особым для нашего народа. Это торжество полноты православной веры на русской земле, полноты, потому что без подвига новомучеников и исповедников вера еще может быть несовершенна, недостаточно глубоко воспринятой, чтобы стать выше земной жизни.
Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской восполнил недостающее — ведь почти за тысячу лет своей истории Русская Церковь, за исключением отдельных случаев, не знала мучеников за веру. Их время на Руси пришло только в двадцатом веке. И теперь мы имеем целый сонм свидетелей, которые своим мученичеством за Христа и исповедничеством свидетельствуют, что можно так любить Христа и так хотеть следовать за Ним, что за это можно отдать и жизнь.
Время мученичества и исповедничества на Руси началось после октябрьского переворота 1917 года. Трудно упомянуть весь сонм пострадавших за веру, но всё же вспомним святителя Тихона, Патриарха Московского. Это он своим первосвятительским благословением указал, что если нужно пострадать за Христа, то он благословляет всех верных пойти на муки и смерть. Его можно назвать первым, кто встал во главе новомучеников и исповедников Церкви Русской.Святые царственные мученики; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
Как в древние времена, мучеников изощренно истязали, массово расстреливали, предавали повешанию, варили в котлах со смолою, распинали на крестах, погружали в ледяную воду. И стариков, и совсем юных убивали за одну принадлежность к духовному сословию.
В народе почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. К известным могилам новомучеников совершались паломничества, — тогда мучители выкапывали тела мучеников и сжигали их, или старались выбирать такие способы казни, при который тела не сохранялись.
Несмотря на весь ужас гонений и убийств, новомученики шли на пытки без колебаний, а когда наступал смертный час, то умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью они часто молились за своих палачей. Так митрополит Киевский Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнёс: «Господь вас да простит!». Епископ Никодим Белгородский перед смертью, помолившись, благословил солдат китайцев, те отказались стрелять, и расстрельная команда была заменена. Многие новомученики умирали со словами: «Прости им Боже, ибо не ведают, что творят!».
Мы с вами живем в другие времена, в основном от нас не требуется подвига мученичества и исповедничества. Но могут быть другие гонения и испытания — от нашествия злых мыслей и чувств, от нашествия страстей, бесовских наваждений, от мира сего, ненавидящего Христа. Теперь мы, имея такой сонм свидетелей за веру и молитвенников за Землю Русскую, не убоимся страданий и искушений, понесём каждый свой крест без ропота, ради Христа и, верим, что по молитвам новомучеников умножится благодать и утешение от Бога. Тогда мы всем сердцем воспримем слова: Христос наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо! Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!
Расписание богослужения в Свято-Николаевском соборе г. Стаханова на 4 февраля:
7:00 – Утреня
9:00 – Литургия
9:00 – Литургия
ОВПИ
(по материалам Свято-Николаевского собора г. Стаханова)